муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Хотынецкий детский сад «Алёнушка»
 
Фотографии
13

Страничка психолога


                      Педагог - психолог

        ЧАПЛЫГИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

 


Основная функция психологической службы в нашем дошкольном образовательном учреждении – это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Основные задачи психологической помощи:

      1.  Выявление основных проблем, препятствующих нормальному развитию детей;

      2.  Проведение коррекционно - развивающей работы с учетом их индивидуально- психических особенностей;

      3.  Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально- психологического климата в образовательном учреждении;

      4.  Оказание  своевременной помощи и поддержки родителям.

      Основные направления моей деятельности включают:

·         Психодиагностику;

·         Психокорекцию;

·         Психопрофилактику;

·         Психологическое консультирование;

·         Психологическое просвещение.

      В нашем учреждении созданы все условия, среда, которые позволяют ребенку удовлетворить потребности в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты, самостоятельного конструирования образа своего «Я».

     

      1. Психодиагностика детей проводится 2 раза в год и включает в себя:

      - Диагностический блок на определение уровня развития познавательных способностей детей младшей, средней, старшей и логопедических группах;

      - Обследование психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной группы;

      - Изучение эмоционального развития детей;

      - Диагностика в рамках ПМПК;

      - Обследование детей на адаптацию к новым условиям МБОУ;

      - Индивидуальная диагностика по запросам родителей, педагогов на изучение индивидуальных особенностей детей.

      После плановой диагностики проводится совместное совещание педагогов, специалистов, где обсуждаются полученные данные, устанавливается степень нарушения психологических особенностей, состояние здоровья, компенсаторские возможности дошкольника, намечается маршрут индивидуального развития ребенка, показавшим низкий уровень при диагностики. Данные диагностики необходимы, прежде всего, для работы воспитателям, специалистам при организации планирования индивидуальной работы по коррекции, отборе развивающего материала для проведения занятий, способствующих совершенствованию тех функций, которые менее развиты у ребенка.

     2. Психокоррекция. Направлена на создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей. Устранение имеющихся отклонений в развитии ребенка. Система работы нашего учреждения осуществляется в группах компенсирующей направленности в тесном взаимодействии воспитателей, специалистов с учителями - логопедами по лексическим темам, что дает возможность многократно повторять изучаемый материал, учитывая психические особенности данной категории детей и обеспечивает более прочное усвоение его. Остановимся на организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи и фонетико - фонематическим недоразвития речи. Практически все дети требуют к себе повышенного внимания. Форма проведения коррекционных занятий в зависимости от вида коррекции и особенностей ребенка может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальная работа ведется с детьми с низким уровнем развития познавательной сферы. Н а детей заполняются индивидуальные карты развития, определяется план коррекционной работы. Коррекция познавательной сферы может быть как уже было сказано, индивидуальной, так и групповой. А коррекция эмоциональной сферы только групповой. В занятиях применяется пальчиковая гимнастика, логоритмика, звучащие стихи в общей моторики, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, мимические упражнения, коммуникативные игры.     Также коррекционная работа базируется на использовании эффективных новых технологий, таких как арттерапия, сказкотерапия, двигательная сказкотерапия, куклотерапия – для стимуляции интеллектуального развития. Программы, используемые в психокоррекционной работе: Е. О. Севостьянова « Хочу все знать» – развитие интеллекта. С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей «Развивающие задания по рабочим тетрадям для успешного развития детей. Психокоррекция личностных нарушений: Л.И.Катаева «Работа с застенчивыми детьми» И.Л. Арцишевская « Работа с гиперактивными детьми в детском саду» Е. А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду».

     3. Психопрофилактика. В развивающей работе я ориентируюсь на средневозрастные нормы, при которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Развивающая работа проводится по подгруппам во второй половине дня один раз в неделю в разновозрастных группах. Развивающая работа имеет следующее направление:

      1 Младшие группы:

      - адаптация детей;

      - развитие общей и мелкой моторики, внимания, восприятия, памяти;

      - доброжелательное отношение к сверстникам.

      2 Средняя группа:

      - развитие эмоциональной сферы;

      - чувство принадлежности к группе, осознание ребенком своего «Я»;

      - развитие моторики, психических процессов, пространственных представлений;

      3 Старшие группы: (простая и логопедическая):

      - познавательные способности;

      - эмоциональная сфера;

      - коммуникативные навыки.

      4 Подготовительные (простая и логопедическая):

      - готовность к школе;

      - коммуникативные способности;

      - социальная адаптация;

      - совершенствование познавательных способностей, творческих способностей.

      В основе развивающей работы лежат программы: С.И. Семенака «Уроки добра», О.В. Хухлаева «Тропинка к своему «Я», С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь». Рабочая программа «Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста», Н.С. Роньжина «Адаптация детей к ДОУ», М.В. Корепенова, Е.В. Харлампова «Познаю себя», «Детский сад 2100».

      Игры, проводимые на развивающих занятиях с детьми способствуют развитию слухового и зрительного внимания, восприятия, формируется чувство близости с другими, чувство ценности других и самоценности.

     4 Психологическое консультирование. Успешность в работе МБОУ зависит от тесной и слаженной работы всего педколлектива, а также от взаимосвязи с родителями. Поэтому, в этом направлении мною проводится целенаправленная работа в виде индивидуальных консультаций, бесед по вопросам частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики, планом работы с ребенком. Форма работы зависит от насущных детских проблем и запросов самих родителей. На родительские собрания выносятся общие вопросы, такие, как «Психологические особенности детей», «Психологическая готовность», «Избалованные дети». Проводятся обучающие тренинги, как «Развитие произвольного внимания», «Развитие мелкой моторики», «Развитие логического мышления». На таких тренингах родители сами учатся владеть конкретными играми, действенными формами оказания помощи ребенку. Основная цель всех форм и видов взаимодействия с родителями – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их, проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.   

     5 Психологическое просвещение. Профилактико-просветительская работа организована в группах через информационные стенды «Советы Психолога», «Психолог о детях», где содержатся конкретные рекомендации для родителей, воспитателей, которые успешно можно использовать в воспитании и обучении детей. Вот некоторые:

     «Детские страхи»;

     «Как помочь эмоциональным детям»;

     «Влияние родительских установок на развитие детей»;

     «20 способов как утихомирить разбушевавшегося ребенка».

     Значимая роль психологической службы по внедрению психологических знаний для педагогов. Основными формами пополнения знаний являются семинары, практикумы, тренинги, лекции, ролевые игры, творческие задания. Дискуссии помогают педагогам увидеть разные точки зрения, высказать свое мнение, прийти к некому общему знаменателю. Важно отметить, что успех взаимодействия педагога и родителей напрямую связан с активной позицией самого педагога, с его желанием научиться, изменяться. Например, темы семинаров, таких как:

     «Общение воспитателя с детьми»;

     «Агрессивный ребенок»;

     «Тревожный ребенок»;

     «Гиперактивный ребенок»;

     «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – залог успешного обучения в начальной школе;

     «Конфликты в детском коллективе».

     Все семинары основаны на диагностике, анкетировании, наблюдении, самотестировании с конкретными советами, рекомендациями, которые дают большую практическую базу для оперативного внедрения игровых упражнений, проигрывание различных ситуаций в учебно- воспитательный процесс. Таким образом, работа с педколлективом носит практическую направленность. Тесное сотрудничество воспитателей, родителей, специалистов во всех направлениях следует рассматривать как необходимое условие обеспечения результативной работы психологической службы в нашем дошкольном учреждении. А показателями эффективности всей психологической помощи является период поступления детей в школу.

 


Консультации родителям


Рекомендации родителям ребёнка поступившего в ДОУ

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте