1. Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
2. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания (самостоятельно пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком и т.п.).
3. Приучайте ребенка есть разнообразные блюда: овощные, творожные, рыбные и др.
4. До поступления ребенка в дошкольное учреждение постарайтесь отучить его от отрицательных привычек (засыпать при укачивании и с пустышкой, сосать пальцы и т.п.)
5. Научите ребенка самостоятельной игре с игрушками, общению со сверстниками (попросить игрушку, поделиться с малышом, поблагодарить и т.д.).
6. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения: гуляйте с малышом во дворе, приглашайте к нему в гости сверстников и т.п.
7. Подробно рассказывайте ребенку, что его ждет в яслях. Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.
8. Внушите малышу, что посещение дошкольного учреждения – это привилегия, которую надо заслужить, и тогда он охотно без осложнений отправится в группу.
9. Дайте возможность ребенку пообщаться с детьми, уже посещающими дошкольное учреждение. Наверно, он услышит от них много интересного о том, как дети проводят время.
10. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с дошкольным учреждением.
11. Заранее (за 2-3 месяца до поступления ребенка в ясли) познакомьтесь с условиями (характер питания, приемы воспитания и т.д.), узнайте все новые моменты в распорядке дня в дошкольном учреждении и соотнесите их с домашними.
12. Желательно, чтобы начало посещения дошкольного учреждения не пришлось на холодное время года.
13. Отправляйте ребенка в ясли только здоровым.
14. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени пойдет.
15. Для преодоления коммуникативного барьера заранее выучите имя и отчество воспитателя и, придя в ясли, представьте малыша и воспитателя друг другу.
16. Старайтесь создать положительный образ воспитателя: «Какая добрая Мария Ивановна! Видишь, как ее любят дети!» и т.п.
17. Старайтесь отдавать ребенка в группу, где у него есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
18. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет, способный отвлечь малыша от горьких переживаний.
19. Облегчите малышу задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине (главный принцип – чем проще, тем лучше), обувь выбирайте на липучках.
20. Продумайте, кто будет приводить ребенка в ясли, кто – забирать.
21. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком дошкольного учреждения у Вас была возможность не оставлять его в группе на целый день.
22. Оставляя ребенка в дошкольном учреждении, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами, так как малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.
23. Будьте тверды и последовательны в своих поступках, не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать забирать его из яслей без всякой необходимости.
24. Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями. Обнимите ребенка, поцелуйте, скажите, когда за ним зайдете, и оставьте, улыбнувшись, независимо от его настроения.
25. Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания с ребенком, например воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др., что поможет отвлечь его от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, будет радовать и ребенка, и родителей.
26. В первые дни не спешите сразу увести ребенка домой. Побудьте с малышом на участке дошкольного учреждения, вместе посмотрите, как играют дети, чем занимаются, как общаются друг с другом и воспитателем.
27. Ни в коем случае не обманывайте ребенка и не уходите тихо и незаметно. Это вызовет глубокие переживания, возможно, истерику и может его сильно травмировать. Ребенок поймет, что Вам нельзя доверять, у него могут возникнуть страхи, преодолеть которые можно будет только при помощи психолога.
28. Поддерживайте дома спокойную обстановку, не перегружайте ребенка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании, так как в первые дни и недели посещения яслей малыш испытывает эмоциональную перегрузку.
29. Проявляйте особое внимание и чуткость к малышу, так как в период адаптации к дошкольному учреждению ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшиться сон, аппетит.
30. Компенсируйте в семье возможное недоедание и недосыпание ребенка в яслях.
31. Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни дошкольного учреждения, удивляйтесь, хвалите его, показывайте значимость его нового статуса.
32. Не демонстрируйте излишнюю подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.
33. Не говорите в присутствии ребенка плохо о дошкольном учреждении.
34. Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел?»
Спросите: «На завтрак была каша или яйцо? С кем ты сегодня игра? О ком вам читали книжку?»
35. Дайте ребенку возможность после яслей побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры, сходите вместе с ним в парк, на игровую площадку.
36. Вечером дома устройте небольшой семейный праздник (например, чаепитие), во время которого похвалите ребенка за проведенный день в яслях при всех участниках этого маленького праздника.
37. Не отдавайте ребенка в дошкольное учреждение в период кризиса в три года.
38. Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим. Будьте благоразумны и помогите малышу войти в новую жизнь.