На индивидуальных занятиях у Галины Сергеевны ведётся активная работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, с учётом возможностей каждого ребёнка. Артикуляционные упражнения связаны с определённой темой или игрой. Она широко применяет сказки о «Весёлом язычке», которые способствуют поддержанию интереса к изученным ранее упражнениям и создают положительный настрой на занятии.
На этапе автоматизации звука в слогах, словах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодикой и мимикой. Дети перевоплощаются в героев сказок, зверят и т.д., и, таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.
На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними Галина Сергеевна проводит работу по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию лексико-грамматических форм языка и связной речи. Она владеет разнообразными игровыми методами и приемами.
В качестве эффективного коррекционного средства Галина Сергеевна использует метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
При проведении фронтальных логопедических занятий, Галина Сергеевна обязательно включает следующие моменты:
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей с речевыми нарушениями наблюдаются пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Все занятия у Галины Сергеевны ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования. Исходя из этого, Галина Сергеевна считает необходимым применять в логопедической работе театральные средства, атрибуты и их элементы. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, почувствовать уверенность в своих силах, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
«Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить» Ф.А. Сохин. Поэтому, развитие словесно-логического мышления – одна из важнейших задач, которую решают логопеды и воспитатели в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Среди разнообразных заданий и упражнений, предлагаемых Галиной Сергеевной, самое распространённое – исключение «четвёртого лишнего». Это упражнение интересно своей многоплановостью и разнообразием: дети мыслят, рассуждают, поясняя и доказывая свой принцип исключения. В то же время идёт активная речевая работа: дети уточняют значение слов, расширяют их смысловую нагрузку, соотносят с соответствующими обобщающими терминами, выстраивают целые ассоциативные ряды, добиваясь единственно правильного решения.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Учитывая это, Галина Сергеевна применяет разнообразные методы и приёмы: пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», «песочную терапию», упражнения с дидактическим материалом (счётные палочки, мозаику, нанизывание бус и т. п.)
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все – логопед, воспитатели, родители – станут действовать согласованно. Лишь тогда к концу года ребёнок подготовительной группы будет готов к усвоению школьной программы. Понимая это, Галина Сергеевна использует разные формы сотрудничества с педагогами и родителями. Она разработала серию домашних заданий для родителей по всем возрастным группам. В которых знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, направленными:
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, ещё не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. И в связи с этим, Галина Сергеевна применяет на занятиях средства аудио и видеозаписей по: обследованию речевого развития детей, артикуляционной гимнастике, массажу, автоматизации поставленных звуков.
В целом надо сказать, что Галина Сергеевна владеет современными педагогическими технологиями и применяет их в практической деятельности, организуя учебно-коррекционный процесс на высоком уровне.