Помогает детям говорить правильно
«Настоящий воспитатель только тот, кто
любит детей. Кто, переступая порог детского сада, забывает домашние проблемы.
Остаются только дети и ты», - считает воспитатель и логопед Хоты ненкой начальной
школы Елена Луговая.
Это ее первое и единственное место работы. Сюда она пришла 18-летней
студенткой Мезенского педучилища сначала на практику, а потом дипломированным
специалистом на постоянную работу. Отношения с профессией складывались легко.
После восьмого класса решила получить специальность педагога
дошкольного образования. Родители поддержали. С хорошим аттестатом и
искренним стремлением стать воспитателем Елену зачислили сразу.
Студенческая жизнь - учеба, сессии, практика, конкурсы - оставила замечательные
воспоминания и дала идеи для воплощения в трудовой деятельности.
Коллектив детского сада молодого педагога принял тепло, подбадривал,
наставлял.
Елена Владимировна приходила к старшим
коллегам на занятия, праздники, присматривалась, набиралась у них опыта. Первые
10 лет работала воспитателем. А когда кризис рождаемости вынудил руководство
открывать речевые группы, Елену Луговую направили учиться на логопеда. К тому
времени она уже окончила заочно учебу на филологическом факультете Орловского
педагогического института, поэтому имела представление о строении речевого
аппарата и звукообразовании. В институте усовершенствования прошла специальные
курсы по логопедии у маститых логопедов, которые отдали профессии не один
десяток лет. С тех пор Елена Владимировна, помимо работы воспитателем,
ведет логопедические занятия в речевых группах и занимается с ребятами
индивидуально. Сначала было нелегко применять на практике новые знания, но
вместе с коллегами, помогая друг другу, они постепенно все освоили. В
норме к пяти годам у детей все звуки должны быть хорошо поставлены. Но бывает,
что звуки есть, а словообразование нарушено или ребенок опускает отдельные
слоги, недостаточно развита связная речь. В этих случаях проводится
обследование ребенка, выявляются речевые недостатки, исходя из которых
формируется речевая группа для исправления дефектов речи. После обучения
снова проводится диагностика, и если все пришло в норму, ребенок переходит в
общеразвивающую группу. Елена Луговая проводит с детьми занятия по
ознакомлению со звуками, словами, учит правильно строить предложение, расширяет
словарный запас. С теми, у кого звуки неправильно поставлены или вовсе
отсутствуют, она проводит индивидуальные занятия. Елена Владимировна
работала с детьми от ясельной до подготовительной группы. Брала малышей и вела
их до самого выпускного. Сроднившись с ними, действительно, чувствовала себя их
второй мамой.
Она умеет находить с детьми
взаимопонимание и знает про своих воспитанников иногда больше, чем родители. Ее
принцип -быть с воспитанниками на равных. А когда ребенок чувствует в
воспитателе друга, то открывается ему полностью. Она отмечает, что
современные дети другие, более активные, шумные, неусидчивые. Иногда
они, нахватавшись от взрослых умных слов, кажутся вундеркиндами. Но того,
что им положено знать по возрасту, не знают. Раньше они могли самостоятельно
организовать сюжетную игру и занять ей всю группу. Теперь больше разбиваются
на отдельные группки и надолго их интереса не хватает. Возможно, считает
Елена Владимировна, свое влияние оказывает телевидение, современные
мультфильмы, которые отрицательно влияют на психику ребенка. Дети мало играют
в дочки-матери, в семью, строителей. А такие игры позволяют перенять
положительный опыт, чтобы в будущем тоже стать хорошими родителями,
специалистами.
Со многими из ребят, которые ходили к
ней в группы, она общается до сих пор. Кто-то уже стал взрослым, а кто-то
только пошел в первый класс. Одна из воспитанниц практически повторила ее
профессиональную судьбу, пойдя по стопам Елены Владимировны: окончила 9
классов школы, поступила в Мезенское педучилище на дошкольное отделение, потом
получила специальность логопеда. Теперь так же, как Елена Владимировна,
помогает малышам правильно и четко говорить.
От мудрости воспитателя, его внимания
к внутреннему миру малыша зависит дальнейшая судьба каждого ребенка. Только
человеку с большим сердцем суждено воспитывать детей, дарить им ласку и
тепло, делать все для того, чтобы вырастить их здоровыми и сильными, дать первые
необходимые умения и навыки. В профессиональный праздник желаем
работникам дошкольного образования -руководителям, воспитателям, нянечкам,
поварам, техническому персоналу, и конечно, ветеранам - крепкого здоровья,
счастья, благополучия, успехов в работе, терпения и благодарных
воспитанников.
По материалам газеты «Трибуна хлебороба»
Автор Юлия САЗОНОВА